Главная » Академия » Сотрудники академии » Лупырь Валерий Григорьевич

Лупырь Валерий Григорьевич

заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент
Структурное подразделение: 

Лупырь Валерий Григорьевич, после окончания в 1979 году Омского государственного института физической культуры  трудовую  деятельность начинал тренером в детско-юношеской спортивной школе № 11 города Омска. Дальнейшая педагогическая деятельность связана с работой в Омской высшей школе милиции МВД России, Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя и в Омской академии МВД России (1983-2018 гг).

В 2002 году Валерий Григорьевич защитил кандидатскую диссертацию, а в 2003 году ему было присвоено ученое звание доцента.

В соответствии с приказом МВД России от 30 октября 2017 года   № 1118 л/с, Лупырь Валерий Григорьевич признан лучшим преподавателем образовательных организаций системы МВД России в 2017 году, с вручением «Диплома» и нагрудного знака «Почетный сотрудник МВД».

С сентября 2018 года В.Г. Лупырь – заведующий кафедрой физического воспитания Омской юридической академии.

Валерий Григорьевич является автором и соавтором более 80 научных, учебных и учебно-методических работ, в том числе 20-ти в изданиях Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Шести учебным и учебно-методическим работам, разработанным при участии Валерия Григорьевича, присвоен гриф МВД России, в том числе работе «Подготовка сотрудников полиции к действиям с табельным оружием при задержании лиц, совершивших преступления».

При его участии разработан базовый учебник для высших учебных заведений системы МВД России по дисциплине «Огневая подготовка». Кроме этого по заявке Департамента государственной службы и кадров МВД России в 2016 году был разработан и внедрен в учебный процесс электронный формат данного учебника. В рамках научной деятельности Валерий Григорьевич системно занимается проблемами педагогического проектирования междисциплинарной интеграции, ориентированной на профессиональную подготовку обучающихся.

Заслуженной оценки был удостоен вклад Валерия
Григорьевича, возглавляющего в период с 2007 по 2009 года кафедру огневой подготовки Московского университета МВД России, в разработку проектов «Методика использования страйкбольного и иного оборудования, имитирующего реальное применение и использование табельного огнестрельного оружия в учебном процессе образовательных учреждений МВД России» и «Установление порядка ношения и хранения табельного оружия и специальных средств, служащими правоохранительной службы», получивших грант государственной поддержки проектов инновационных образовательных программ творческих коллективов образовательных организаций системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Продолжая реализацию идеи компетентностного подхода по формированию навыков применения оружия в служебной деятельности на базе Омской академии МВД России, была разработана педагогическая технология «Использование технического и имитационного оборудования в процессе тактико-технической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России к эффективному и правомерному применению табельного оружия», которая в  2011 году признана победителем конкурсного отбора по присуждению грантов и была внедрена в образовательную деятельность девяти образовательных организаций системы МВД России.

Научные статьи

  1. Проблемы профессионально-прикладной физической подготовки в вузах МВД России (статья). Психопедагогика в правоохранительных органах. – 1998. – № 1 (7), С. 71-73.
  2. Размышления о профессиональных качествах будущего работника уголовного розыска (статья). Психопедагогика в правоохранительных органах. – 1998. – № 2 (8), С. 25-29.
  3. Место и роль физической культуры в общей системе формирования будущих кадров МВД России. Психопедагогика в правоохранительных органах. – 1999. – № 1, С. 71-73.
  4. Некоторые аспекты профессионально-прикладной подготовки курсантов в вузах МВД России (статья). Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов: Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Омск: Омский юридический институт МВД России, 1999.
  5. Структурирование профессиограммы будущих сотрудников уголовного розыска (статья). Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2001. – № 1 (15), С. 27-29
  6. Особенности комплексного формирования профессионально-важных качеств у курсантов образовательных учреждений МВД России (статья). Проблемы взаимодействия кафедр при проведении практических занятий по тактико-специальной подготовке и пути их решения: Материалы вузовской научно-практической конференции. – Омск: Омская академия МВД России, 2002.
  7. Особенности профессионально-прикладной подготовки сотрудников уголовного розыска (статья). Современные подходы к подготовке кадров для органов внутренних дел: Материалы VIII Межвузовской научно-методической конференции. – Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2003.
  8. Проблемы междисциплинарных связей кафедр, формирующих профессионально-важные качества у курсантов (статья). Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2003. – № 2 (20). С. 65-67.
  9. Особенности комплексного формирования профессионально важных качеств у курсантов образовательных учреждений МВД России (статья). Научный вестник Омской академии МВД России. – 2003. - № 1.
  10. О соответствии норм положенности потребности боеприпасов для освоения упражнений стрельб из пистолета Макарова (тезисы). Опыт и проблемы совершенствования огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: Сборник тезисов докладов и выступлений участников заседания подсекции по огневой подготовке. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2003.
  11. Как готовить современного милиционера? (статья). Применение и использование табельного оружия, физической силы и специальных средств сотрудниками силовых структур Омской области: Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Омск: Омская академия МВД России, 2003.
  12. Развитие физических качеств в структуре профессионально-прикладной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России (статья). Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: Материалы международной научно-практической конференции. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2003.
  13. Проблемы и перспективы формирования профессионально важных качеств по огневой подготовке у сотрудников ОВД (статья). Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2004. – № 1. (21) С. 47-49
  14. Междисциплинарные связи: проблемы и перспективы (статья). Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2004. – № 2. (22) С. 85-86.
  15. Моделирование как одно из направлений модернизации системы профессионального образования в вузе МВД России (статья). Научный вестник Омской академии МВД России. – 2004. – № 2.
  16. Итоги Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди оперуполномоченных уголовного розыска (огневая подготовка) (статья). Вестник МВД России. – 2005. – № 6.
  17. Моделирование ситуаций по применению огнестрельного оружия на основе междисциплинарной интеграции общей и специальной подготовки курсантов МВД России (статья). Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств //Материалы Международного научного конгресса /Москва 2-4 февраля 2006 г./. – М: ООО «Анита Пресс», 2006.
  18. Структура и содержание комплексных занятий по огневой подготовке на основе моделирования профессиональной деятельности по применению и использованию оружия (статья). Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств //Материалы Международного научного конгресса /Москва 2-4 февраля 2006 г./. – М: ООО «Анита Пресс», 2006.
  19. Основы педагогического проектирования (огневая подготовка) (статья). Эволюция и современные подходы в боевой и физической подготовке сотрудников силовых ведомств: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2006.
  20. Влияние устойчивых индивидуально-типологических особенностей личности на формирование профессиональных качеств курсантов (статья). Психопедагогика в правоохранительных органах – 2006.-№ 3(27). С.56-58.
  21. Исторические и организационные аспекты становления процесса подготовки кадров для органов внутренних дел (на примере Омской области) (статья). Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников органов внутренних дел: Материалы 14 межвузовской научно-практической конференции «Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников органов внутренних дел» (26-27 апр.2006 г.) – Орел: Орловский юридический институт, 2006.-Часть 1.
  22. Психолого-педагогическое проектирование в образовательных учреждениях МВД России (статья). Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: Материалы 12 Всеросс. научно-метод.конф.-Иркутск: ГОУ ВПО ВСИ МВД России, 2007.
  23. Интеграция специальных дисциплин в вузах МВД России. Вестник Московского университета МВД России, 2007.-№ 3. С.84-87.
  24. Исследование влияния устойчивых индивидуально-типологических особенностей курсантов на формирование профессионально-значимых качеств в процессе занятий по огневой подготовке (статья). Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: Материалы 12 Всеросс. научно-метод.канф.-Иркутск: ГОУ ВПО ВСИ МВД России, 2007.
  25. Педагогические технологии в боевой подготовке обучающихся. Психопедагогика в правоохранительных органах №3 (34) 2008 С.15-18.
  26. Теоретические основы междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов. Психопедагогика в правоохранительных органах №4 (35) 2008 С.25-27.
  27. Междисциплинарная интеграция в боевой подготовке курсантов вузов МВД России. Вестник Московского университета МВД России №1, 2009. С.24-26.
  28. Теоретико-методологическое обоснование системы интеграции учебных дисциплин боевой подготовки в вузах МВД России. Психопедагогика в правоохранительных органах №1(36), 2009. С.14-16.
  29. Моделирование ситуаций (проблемных задач) предстоящей служебной деятельности с практической стрельбой. Актуальные проблемы подготовки сотрудников правоохранительных органов к применению и использованию огнестрельного оружия: мат-лы междунар. науч.-прак. конф. – Омск: Омская академия МВД России, 2009. – 38-43 с.
  30. Модернизация педагогической системы специальных учебных дисциплин вузов МВД России. Вестник Московского университета МВД России №10, 2010.     С.26-29.
  31. Так стреляем или применяем? (технолого-междисциплинарный аспект в огневой подготовке). Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств: Материалы международной научно-практической конференции. – Иркутск: ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, 2010. – Т. 2. – С.25-32.
  32. Модернизация педагогической системы огневой подготовки курсантов (слушателей) вузов МВД России.  Организация и совершенствование образовательного процесса в вузе: мат-лы межвуз. учебно-методических конференций / под ред. А.Г. Парадникова, А.В. Шувалова, Т.Ю. Морозвой. – Омск: Омская академия МВД России, 2010. – С.156-159.
  33. Тенденции развития междисциплинарной интеграции в тактической подготовке курсантов вузов МВД России. Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов» науч. практ. конф. (2011; Орел). Сборник материалов XIX всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование физической, огневой и тактико-срециальной подготовки сотрудников правоохранительных органов» 30 июня 2011г. в 2 ч. Ч. 2 / Орловский юридический институт МВД России. – Орел: ОрЮИ МВД России, 2011. – С. 54-57.
  34. Einsatzausbildung der Polizeianwärter an der Omsker Akademie des Innenministerius Russlands: Inhalt und Organisation. In: Bernhard Frevel/Vasily Veklenko (Hrsg.): Methodik und Didaktik der wissenschaftlichen Polizeiausbildаung. Dokumentation des deutsch-russischen Seminars an der Omsker Akademie. Frankfurt 2011, S 62 – 67. (Служебно-боевая подготовка курсантов и слушателей Омской академии МВД России: организация и содержание. Методика и дидактика учебного процесса и научной деятельности в подготовке сотрудников полиции: мат-лы междунар. Науч.-практ. семинара. – Омск: Омская академия МВД России, 2011. – С. 62-67.)
  35. Организационная основа согласования различных форм служебно-боевой подготовки в образовательных учреждениях МВД России. Психопедагогика в правоохранительных органах №3(46), 2011. С.16-20.
  36. Научно-методическое обеспечение служебно-боевой подготовки курсантов в рамках реализации концептуальных направлений совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации. Интегративное обучение в вузе: возможности, опыт, перспективы: мат-лы междунар. Учебно-методической конференции / под ред. А.Г. Парадникова, А.В. Шувалова, Т.Ю.Моро-зовой. – Омск: Омская академия МВД России, 2011. С. 142-146.
  37. Междисциплинарная интеграция в служебно-боевой подготовке курсантов образовательных учреждений МВД России. Научный вестник Омской академии МВД России № 1(44), 2012. – С. 65-68.
  38. Инновационные подходы к формированию у курсантов МВД России компетенций к эффективному и правомерному применению табельного оружия. Особенности подготовки сотрудников полиции к применению специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия: матер. Всерос. Науч.-практ. конф. / редкол. : В.А. Федин, М.В.Пале-хин (отв.ред.), В.А. Репин. – Волгоград: ВА МВД России, 2012. - С. 65-70.
  39. Контроль формирования профессиональных компетенций правомерного применения физической силы, специальных средств и табельного оружия. Особенности подготовки сотрудников полиции к применению специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия: матер. Всерос. Науч.-практ. конф. / редкол. : В.А. Федин, М.В.Пале-хин (отв.ред.), В.А. Репин. – Волгоград: ВА МВД  России, 2012. – С. 312-318.
  40. Индивидуальная тактическая подготовка в стрельбе из пистолета. Психопедагогика в правоохранительных органах №2(49), 2012. С.37-41. УДК 342.9.
  41. Инновационные подходы к формированию у курсантов вузов МВД России компетенций по эффективному и правомерному применению табельного оружия. Актуальные вопросы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: мат-лы межвуз. учебно-методи-ческой конф. / под ред. А.Г. Парадникова, А.В. Шувалова, Т.Ю. Морозовой.- Омск: Омская академия МВД России, 2012. – С. 11-15.
  42. Анализ Всероссийского конкурса «Лучший по профессии среди сотрудников уголовного розыска: 2004, 2008, 2011гг.» (огневая подготовка). Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств: Материалы международной научно-практической конференции. – Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2012. – Т.2. - , 63-70.
  43. Формирование у слушателей вузов МВД России профессиональных компетенций правомерного применения огнестрельного оружия в ходе оперативно-служебной деятельности. Психопедагогика в правоохранительных органах №3(54), 2013. С.12-16. УДК 342.9.
  44. Обоснование критериев технической (стрелковой), тактической и правовой компетентности обучающихся к эффективному и правомерному применению табельного оружия. Компетентностный подход в обучении: формирование и оценивание компетенций: мат-лы межвуз. учеб-метод. конф./ под ред. А.Г. Парадникова, А.В. Шувалова, Т.Ю. Морозовой. – Омск: Омская академия МВД России, 2013. – С.181-187.
  45. Субъективный контроль техники стрельбы из пистолета курсантов вузов МВД как фактор повышения ее эффективности.  Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, №1 (56),  С.9-13. УДК 159.9.
  46. Спецкурс «Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия». Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: материалы Всерос. науч-практ. конф., 24 апр. 2014 г. / ред. кол.: Д.В. Карабаш, А.А. Таганова, С.Л. Лазицкий, С.А Павлова, А.В. Кужильная. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2014. – С. 126-136.
  47. Исследование структурно-логических связей в профессионально-служебной подготовке курсантов вузов МВД России. Актуальные вопросы совершенсвоания специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: материалы Всерос. науч-практ. конф., 24 апр. 2014 г. / ред. кол.: Д.В. Карабаш, А.А. Таганова, С.Л. Лазицкий, С.А Павлова, А.В. Кужильная. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2014. – С. 138-143.
  48. Разработка технического и имитационного оборудования, как средства формирования профессиональных компетенций в огневой подготовке курсантов МВД России. Федеральное казенное учреждение научно-производственное объединение «Специальная техника и связь» //Научно-технический портал МВД России. М., 2014. № 2 (10). С. 23-29. Дсп.
  49. Организационно-педагогические условия профессиональной служебной и физической подготовки курсантов МВД России (междисциплинарный аспект). Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, №2 (61),  С.12-16.
  50. Использование современных педагогических технологий в огневой подготовке курсантов МВД России. Особенности подготовки сотрудников полиции к применению специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия: сб. науч. ст. / редкол. : А.А. Тихонов, Р.А. Мерзликин, А.А. Редько, В.А. Репин. - Электрон. дан. (3,19 Мб). – Волгоград: ВА МВД России, 2015. – С. 62-68.
  51. Компетенция как объект оценивания в профессиональной служебной и физической подготовке курсантов МВД России. Технология оценивания компетенций : мат-лы межвуз. учеб.-метод. конф. / под ред. А.Г. Парадникова, А.В. Шувалова, Т.Ю. Морозовой. – Омск : Омская академия МВД России, 2015. – С. 159-161.
  52. Педагогические условия изучения дисциплин профессиональной служебной и физической подготовки курсантов МВД России. Научный портал МВД России, 2015, № 4 (32), С. 130-135.
  53. Особенности профессиональной компетенции сотрудников полиции в области применения мер непосредственного принуждения (на примере Краснодарского края). Психопедагогика в правоохранительных органах, 2016, №1 (64),  С.23-28.
  54. Становление и инновационное развитие кафедры огневой подготовки Омской академии МВД России. Психопедагогика в правоохранительных органах, № 3(66) 2016,  С.52-55.
  55. Современные технологии в преподавании дисциплин специальной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России. Краснодарский университет МВД России. Краснодар, 22 апреля 2016 г. С. 43-45.
  56. Формирование мотивационно-потребностной сферы и специальных психических свойств, обеспечивающих деятельность сотрудников полиции в экстремальных ситуациях. Научно-методический журнал Физическая культура, спорт – наука и практика № 4, 2016, С. 49-53.
  57. Контроль  качества освоения программы профессиональной подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава по профессии «Полицейский». Опыт, проблемы и перспективы реализации основных образовательных программ: мат-лы междунар. учеб-метод. конф. / под ред. А.Г. Парадникова, В.В. Омельяновича, А.А. Цвилий-Буклановой. – Омск: Омская академия МВД России, 2016. – С. 88-92.
  58. Соответствие рабочей программы учебной дисциплины «Огневая подготовка» требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Теория и практика внедрения научных исследований в сфере правомерности применения огнестрельного оружия: электронный сборник статей /отв. ред. канд. пед. наук А.А. Лукутин. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2016. – 1,65 Мб. С. 277-287.
  59. Разработка критериев качества обучения в огневой и физической подготовке курсантов МВД России на основе компетентностного подхода. Вестник экономической безопасности № 6 2016. С. 244-251.
  60. Оценка профессиональной компетентности сотрудников полиции в области применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Научно-методический журнал Физическая культура, спорт – наука и практика № 2, 2017, С. 20-26.
  61. Разработка технологии обучения курсантов МВД России правовым основам применения огнестрельного оружия. Психопедагогика в правоохранительных органах, 2017, № 4(71) С. 82-88.
  62. Разработка технического и имитационного оборудования с целью реализации требований федеральных государсттвенных образовательных стандартов высшего образования в профессиональной служебной и физической подготовке курсантов МВД России. Совершенствование образовательных программ, планирование и реализация учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ВО: мат-лы межвуз. учебно-метод. конф. / под ред. В.А. Гусева, В.В. Омельяновича, Л.В. Леонович. – Омск: Омская академия МВД России, 2017. – С. 34-38
  63. Особенности профессиональной подготовки кадров полиции зарубежных государств. Вестник Баранаульского юридического института МВД России №1 (34), 2018. С.63-65.

Учебно-методические труды

  1. Методика тестирования формирования профессиональных качеств у курсантов образовательных учреждений МВД России (специализация – оперативно-розыскная) (методические рекомендации). Омск: Омский юридический институт МВД России, 1999. – 36 с.
  2. Технологическая модель совершенствования процесса профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России (специализация – оперативно-розыскная) (методические рекомендации). Омск: Омская академия МВД России, 2000. – 32 с.
  3. Комплексные занятия по огневой подготовке (учебно-методические материалы). Омск: Омская академия МВД России, 2004. – 48 с.
  4. Пути оптимизации профессионально-прикладной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России (учебно-методическое пособие). Омск: Омская академия МВД России, 2004. – 72 с.
  5. Применение и использование табельного оружия сотрудниками правоохранительных структур (мат. межрегион. Науч.-практ. конф.). Омск: Омская академия МВД России, 2005. – 103 с.
  6. «9 мм ПП-93 для сотрудников органов внутренних дел» (учебное пособие). Москва: ЦОКР МВД России, 2006. Гриф МВД России.
  7. Кафедра вооружения и стрельбы Омской академии МВД России: история становления и современное состояние (учебное пособие). Омск: Омская академия МВД России, 2006. – 46 с.
  8. Психолого-педагогическое проектирование комплексных занятий по огневой подготовке с курсантами образовательных учреждений МВД России (учебно-методическое пособие). Москва.: ЦОКР МВД России, 2008. – 112 с. Гриф МВД России.
  9. Обеспечение личной безопасности сотрудников ОВД в различных ситуациях (учебное пособие). Москва: Московский университет МВД России, 2008. 146 с.
  10. Педагогические основы огневой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России и сотрудников органов внутренних дел (учебное пособие). Омск: Омская академия МВД России, 2009. – 84 с. Гриф МВД России
  11. Подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах (учебное пособие). Омск: Омская академия МВД России, 2009. – 160 с.
  12. Использование имитационных средств (страйкбольного оборудования) и элементов мобильного полигона на занятиях по огневой подготовке с курсантами (слушателями) образовательных учреждений МВД России (методические рекомендации). М.: ЦОКР МВД России, 2010. – 51 с.
  13. Междисциплинарная интеграция в служебно-боевой подготовке курсантов вузов МВД России. Монография. – Омск : Омская академия МВД России, 2013. – 188 с.
  14. Огневая подготовка: учебник / под ред. канд. пед. наук, доц. В.Г. Лупыря. – Омск: Омская академия МВД России, 2014. – 348 с.
  15. Подготовка сотрудников полиции к действиям с табельным оружием при задержании лиц, совершивших преступления: учеб-метод. пособие /В.Г. Лупырь, Д.В. Литвин, О.Ю. Филиппов. – Омск: Омская академия МВД России, 2015. – 124 с. Гриф МВД России.
  16. Огневая подготовка: учебник /под общ. ред. канд. пед. наук В.Л. Кубышко. – М.: ДГСК МВД России, 2016. – 286 с.
  17. Профессиональная подготовка полицейских. Альбом структурно-логических схем : учебное наглядное пособие : в 2 ч. / под общ. ред. В.Л. Кубышко. – М. : ДГСК МВД России, 2016. – Часть 2 : Профессиональный цикл. – С. 227-249.